Трактор в сельском хозяйстве

Трактор — это отдельный вид транспортного средства, отличающийся низкой скоростью движения и высокой силой тяги. Основной областью применения трактора является сельское хозяйство, где он используется для пахоты, а также для перемещения орудий и машин, находящихся не на ходу. Трактор может быть оснащен как навесным, так и полунавесным оборудованием.

Различают два основных вида тракторов:

  • колёсные;
  • гусеничные.

Каждый из этих видов имеет не только свои достоинства, но и недостатки.

Колесные трактора чаще всего используются на дорогах общего пользования, благодаря чему они способны развивать большую скорость и вместе с тем иметь малую тягу. Использование таких тракторов на рыхлой почве приводит к их пробуксовыванию, которое устраняется при помощи привода на все колеса. Но такие машины значительно проигрывают в весе и, как следствие, сильно проседают в землю. Поэтому приходится значительно увеличивать ширину шин трактора,для того, чтобы снизить его давление на почву.

Что касается гусеничных тракторов, то они имеют значительно большую силу тяги, чем колесные, однако у них есть большой недостаток: они не могут продвигаться по асфальтированной поверхности, не разрушая ее при этом. Исключением являются только трактора, имеющие резинотросовые гусеницы. Имея небольшую скорость движения, которая составляет 30 — 40 км/ч, гусеничные трактора оказывают также и значительно меньшее давление на поверхность грунта. Это происходит благодаря большой площади контакта гусениц с грунтом, при этом масса данного трактора такая же, как и у колесного.

Гусеничные трактора широко используются не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности, благодаря своей неприхотливости.

В зависимости от назначения, трактора имеют значительные отличия между собой и разделяются на:

  • сельскохозяйственные;
  • промышленные;
  • трелёвочные;
  • армейские.

Основными требованиями, которые предъявляются для сельскохозяйственных тракторов, в связи с их сезонностью работ и большими обрабатываемыми площадями, являются следующие:

  • способность к быстрой смене навесного или прицепного оборудования;
  • способность к работе и передвижению на повышенных скоростях при сохранении работоспособности с другими машинами на минимальных скоростях;
  • способность унификации присоединительных устройств;
  • склонность к обслуживанию и ремонту на поле.

Для реализации вышеперечисленных требований применяются следующие конструкторские решения:

  • применение двигателя с повышенным числом оборотов;
  • использование многоступенчатой коробки передач;
  • способность установить ходоуменьшитель;
  • использование подрессоренной подвески;
  • применение унифицированной задней навесной системы.

Сельскохозяйственные трактора делятся на:

- пропашные, которые предназначены для обработки почвы после пропашки. Главной отличительной особенностью является то, что они способны проходить между рядами, что делает их способными осуществлять вспашку в садах и теплицах

- общего назначения, которые бывают двух видов:
1. Пахотные — трактора, предназначенные для сплошной пахоты почвы на полях, имеют класс тяги 3-10 тонно-сил и энергоёмкость 25-30 лошадиных сил на 1 тонно-силу тяги. Данный вид тракторов имеет смещенный вперед центр тяжести, вследствие чего осуществляется равномерное распределение веса на всю длину гусеницы при работе с плугом.
2. Транспортные — трактора, которые предназначены для перевозки грузов, с использованием прицепов. Данный вид тракторов бывает только колесным, при этом он может развивать достаточно высокие рабочие скорости: до 50 км/ч. Главной особенностью транспортных тракторов является то, что они сочетают в себе свойства как пахотных, так и транспортных тракторов.

Промышленные тракторы в большинстве случаев являются базовой машиной в землеройном или строительном агрегате. Для данного вида трактора характерны следующие свойства:

  • возможность использования на протяжении всего срока службы с одним и тем же видом рабочего оборудования;
  • способность работать на низких скоростях с большой силой тяги в условиях пробуксовки;
  • способность работать на твердом грунте;
  • способность работать на слишком влажном грунте;
  • необходимость строгого позиционирования рабочего органа относительно почвы;
  • доставка к месту работы на спецтранспорте.

Для реализации вышеперечисленных характеристик были реализованы следующие конструкторские решения:

  • использование двигателя с малыми оборотами и с высоким моментом кручения;
  • использование гидротрансформатора на тракторах от 15 тягового класса;
  • применение коробки передач с шестернями постоянного зацепления, смазывание которых происходит под давлением;
  • использование жесткой (или полужесткой) подвески;
  • использование ходовой части и рамы, усиленной конструкции;
  • использование брони для капота и нижней части моторного отсека. Которая служит для защиты двигателя;
  • использование усиленных шарниров, служащих для крепления отвала, гидроцилиндров и рыхлителя;
  • применение гидравлического оборудования, имеющего повышенную энергоемкость;
  • улучшенный обзор из кабины;
  • способность работать при низких температурах.

Главной отличительной характеристикой данного вида трактора является наличие смещенного назад центра тяжести, который служит для равномерного распределения веса на всю длину гусениц.

Трелевочный трактор — это трактор, который строится, как правило, на основе сельскохозяйственного трактора и отличается от него лишь компоновкой, которая позволяет разместить платформу на задней части рамы. Кабина и двигатель такого трактора располагаются спереди, а за ними платформа, служащая для трелевки леса. Главной характеристикой, которая отличает трелевочный трактор от других видов тракторов является наличие ходовой части с большой опорной площадью, благодаря чему уменьшается влияние эрозии на лесную подстилку.

Ранее трактора использовались не только в сельском хозяйстве и промышленности, но и в строевых частях армии. Армейский трактор использовался для буксировки артиллерийских орудий и других прицепных систем вооружения. Основными требованиями, которые предъявлялись данному виду трактора, была большая скорость, высокая проходимость, приспособленность к различным климатическим условиям. Как правило, армейский трактор представляли собой машину, которая совмещает свойства сельскохозяйственного и трелевочного трактора. В наше время данный вид трактора используется очень редко, это связано с их низкими тактико-техническими свойствами, поэтому сейчас армейские трактора находят применение разве что в инженерных войсках.

Успешно добавлен в список сравнения.